«Дополнительное образование – умное образование» - его характеризует мобильность, вариативность, практическая ориентация, инновационность, свободный выбор.
Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Дополнительное образование детей актуально для всего мирового образовательного сообщества. ЮНЕСКО даёт такое определение дополнительному образованию - организованный устойчивый длительный процесс коммуникации, порождающий формирование мотивации к познанию и творчеству, стимулирующий проявление активности в достижении избранного уровня образования (ЮНЕСКО)
Основные принципы организации дополнительного образования в ДОУ учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста соблюдение требований СанПиН использование здоровьесберегающих технологий.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.
Слайд «Нормативная база дополнительного образования в ДОУ»
ФЗ № 273 Об Образовании (на слайде)
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) — возможность перейти на более высокий уровень образования за счёт его непрерывности по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы особенностям обучающихся), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования). Главный принцип ФГОС — принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Именно такой выбор предлагает система дополнительного образования детей, в том числе и для дошкольного возраста.
Инновации стандартов ФГОС ДОУ могут быть обеспечены только в процессе интеграции дошкольного, дополнительного и общего образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
Дополнительное образование даёт дошкольному учреждению возможность эффективной реализации ФГОС ДО, а именно:
- возможности интеграции, как более мобильная часть системы образования, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом; - возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и образовательные (программные) результаты;
- привлечение специалистов в узких направлениях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической, спортивной, социальной и др.);
- обогащение материально-технической базы для качественной реализации программ дополнительного образования и кружковой деятельности;
- открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;
- изучение и формирование социального заказа на образование, что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;
- методическую поддержку процессов интеграции общего, дошкольного и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения личностных результатов и др.;
- уникальные педагогические технологии развития творческих способностей, профильного образования и др.;
- образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;
- возможности поддержки разных одаренных детей и других особых категорий детей (трудных, с ограниченными возможностями здоровья);
- возможности работы в социуме, социального творчества детей;
- возможности духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского самоуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений среды и др.
Таким образом дополнительное образование в нашем детском саду станет инструментом реализации ФГОС дошкольного образования, обеспечит правовое регулирование отношений в образовании, потребуют разработки вариативных организационно-правовых моделей интеграционного взаимодействия дошкольного и дополнительного образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации дошкольников, усовершенствует нормативно-правовую базу, и создать условия для системы непрерывного образования.
Педагогический проект «Вслед за мечтой», внедряемый в образовательный процесс нашего ДОУ создаст условий для достижения качества дополнительного образования за счет инновационной деятельности педагогов, изменения методов и технологий обучения, повышения информационно-коммуникативной компетентность всех участников образовательного процесса процесса, с целью создания условий для воспитания дошкольника, обладающего адаптивной к современным условиям компетенцией.
НОД
по кружковой работе «Маленькая АБВГДЕйка»
в средней группе
Воспитатель 1-й категории Карачанова Н.А.
|