Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 8 «Светлячок»
города Алушты
Педагогический проект
«ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»

г. АЛУШТА
2016 г.
Дошкольное детство – благоприятный период для развития экологических знаний, т. к. в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным желанием изучать окружающий мир. Эффективному усвоению новых знаний и элементарных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды способствует исследовательско-творческие пректы организованные в игровой и познавательной форме.
| Наименование проекта | «Волшебница Осень» |
| Тип и вид проекта | Исследовательско – творческий, краткосрочный, межгрупповой |
| Основные разработчики | Творческая группа МДОУ детский сад № 8 города Алушты |
| Исполнители проекта | Педагоги, воспитанники и родители |
| Цель проекта | Развитие у детей навыков наблюдения и анализа явлений осенней природы родного региона, умение проводить сравнения, обобщения, делать выводы, активизация творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков. |
| Задачи: |
I. Оздоровительные задачи: 1. Охранять и укреплять здоровье детей. 2. Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни воспитанников. 3. Учить детей правильно взаимодействовать с природой. 4. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности. II. Образовательные задачи: 1.Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. 2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. 3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах родного края. 4.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности, как одного из компонентов экологической культуры III. Воспитательные задачи: 1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. 2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними. Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность. 3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми. 4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром и влияние его на здоровье дошкольника. |
| Сроки реализации | 17.10-31.10.2016 г. |
| Этапы реализации | 1.Подготовительный : 10.10 -14.10 2.Образовательный (17.10 -26.10) 3.Обобщающий (27.10-31.10) |
| Принципы реализации проекта |
|
| Перечень форм и методов реализации проекта: |
Оздоровительные минутки
|
| Практическая значимость | Педагоги: Повышение педагогического мастерства в по применению проектов в воспитательно-образовательном процессе; рекомендации для родителей. Дети: формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; |
| Ожидаемые результаты | Для детей: ожидаемые результаты проекта по образовательным областям: - познавательное развитие: расширение знаний о сезонных (осенних) изменениях в природе, об их причинах; - речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени. - социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни; - художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности; - физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей. - сформированность положительной мотивации на взаимодействие с природой ближайшего окружения. - освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности
Для педагогов:
Для родителей:
|
| Перечень программ, способствующих эффективности реализации проекта | Программа С.Николаевой «Юный эколог» Программа «Радуга» «Крымский веночек» региональная программа межкультурного образования «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму» |
| подпроекты | 1. «Неделя здоровья» |
| Система организации контроля исполнения мероприятий проекта | Тестирование. Выставка рисунков, поделок. Контроль исполнения мероприятий осуществляет Родительский совет, отчет заслушивает Общее собрание. |
Пояснительная записка
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело
сложное. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.
Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества!
Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого
населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения включает проектную деятельность в рамках реализации регионального компонента в работу с детьми по экологическому воспитанию. На основе проекта, мы разрабатываем перспективные планы и практические занятия с детьми. В каждой возрастной группе разрабатывается тематика проекта.
Работа по реализации проекта предполагает, прежде всего, решение в процессе
исследования тех или иных задач и выстроена с учетом интегрированного подхода.
Так, выполняя задания, дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.
Тема «Волшебница Осень!» связана с другими темами занятий по экологическому воспитанию: «Осень в моём городе», «Золотая осень» и т.д.. Для того чтобы развить познавательный интерес к миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологический знаний, во время прогулок, экскурсий и занятий, мы включаем игры с элементами ТРИЗ.
Также одной из первостепенных задач по реализации проекта, является привлечение
родителей к совместной работе, так как именно семья как среда развития личности оказывает
большое влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Концепция проекта «Волшебница Осень!».
Все элементы комплексного подхода к эковоспитанию в нашем дошкольном учреждении существуют в тесной взаимосвязи.
Невозможно воспитать гуманное отношение к объектам живой и неживой природы без понимания красоты и неповторимости окружающего ребёнка мира. А закрепление определенной – конструктивной – модели взаимоотношений человека и природы происходит в процессе решения практических задач.
Т.е. все воспитательные процессы - это взаимозависимые части нечто целого. Всё, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.
План реализации проекта «Волшебница Осень!».
| Направление деятельности | мероприятия | сроки |
| 1этап. Подготовительный | ||
| Раработка подпроектов «Методическая работа |
Изучение методической литературы по внедрению в образовательный процесс инновационных технологий экологического воспитания. | 10.10-14.10 |
| Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников | 10.10-14.10 | |
| Разработка подпроекта «Неделя здоровья» | 10.10-14.10 | |
| Подбор необходимой методической, художественной литературы по проблеме | 10.10-14.10 | |
| Разработка критериев оценки уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. | 10.10-14.10 |
|
| Разработка конспектов, сценариев |
10.10-14.10 | |
| Работа с детьми | Мониторинг | По завершению проекта |
| Проведение праздника «Золотая осень» | 25-26 октября | |
| Проведение спортивных соревнований на свежем воздухе | 13- 14 октября | |
| Сотрудничество с родителями |
Подготовка предметно – развивающей среды в группах к реализации проекта | до 21 октября |
| Информационные стенды для родителей | 14.10. | |
| Выставка поделок «Дары Осени» | 25.10 | |
| Участие родителей в спортивном празднике | 13-14 октября | |
| Подготовка к осеннему празднику | 24-27 октября | |
| 2 этап. Образовательный | ||
| Методическая работа |
Разработка направлений проектной деятельности по возрастным группам | 13-17 октября |
| Внедрение инновационных педагогических технологий | постоянно | |
| мастер-класс ««Создание дидактических игр в среде Power Point» | 19.10 | |
| Заседание творческой группы Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании воспитанников ДОУ |
25.10 | |
| Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. | По завершению проекта | |
| Работа с детьми |
Продуктивная деятельность детей. Организация выставок работ детей. | 17-31 октября |
| Проведение «Недели здоровья» | 10-14 октября | |
| Спортивные развлечения | 13-14 октября | |
| Праздник «Волшебница осень» | 25-27 октября | |
| Проведение экологической акции. | 24-27 октября | |
| Исследовательская деятельность в природе. | 10-31 октября | |
| Путешествия по экологическим тропинкам детского сада | 10-31 октября | |
| Совместная работа детей и родителей в оформлении групп к празднику. Участие в осенней ярмарке. | октябрь в течение реализации 2 и 3 этапа проекта | |
| Сотрудничество с родителями |
Изготовление поделок из природного материала | В течение реализации проекта |
| Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. | В течение реализации проекта | |
| Изготовление атрибутов для экспериментирования. | В течение реализации проекта | |
| Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). | В течение реализации проекта | |
| 8. Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Обыкновенное чудо». | В течение реализации проекта | |
| 9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. | В течение реализации проекта | |
| Участие в акции «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!». | В течение реализации проекта | |
| 10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). | В течение реализации проекта | |
| 11. Участие в спортивном празднике и в празднике «Волшебница Осень». | В течение реализации проекта | |
| 12. Участие в фотовыставке фоторепортажах «Осень золотая в родном городе» | В течение реализации проекта | |
| Совместное мероприятие с СОШ | В течение реализации проекта | |
| 3 этап. Обобщающий | ||
| Методическая работа | Анализ процесса внедрения в образовательный процесс проектной деятельности | 28-31 октября |
| Анализ процесса внедрения инновационных педагогических технологий | 28-31 октября | |
| Мониторинг выполнения мероприятий проекта | 28-31 октября | |
| Диагностика экологических знаний детей | По завершении проекта | |
| Разработка критериев оценки уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. | январь | |
| Корректировка эколого – оздоровительных проектов | октябрь | |
| Педсовет «Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях реализации федерального стандарта дошкольного образования» | ноябрь | |
| Информация на сайте детского сада | октябрь | |
| Подготовка новых проектов | Октябрь - декабрь | |
| Работа с детьми | Проведение спортивного праздника | октябрь |
| Постановка экологического спектакля «Мы – дети природы» | ноябрь | |
| Сотрудничество с родителями | Анкетирование | октябрь |
| Родительское собрание | ноябрь | |
| Сотрудничество с социальными «институтами детства | Диспансеризация детей (МУЗ «Тюльганская районная больница») | сентябрь |
| Утверждение плана профилактической работы по предупреждению простудных заболеваний на осеннее – зимний период (МУЗ «Благодарновская больница») | сентябрь | |
| Совместное мероприятие с СДК | ноябрь | |
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Примерная образовательная программа «От рождения до школы» В. Веркса. Мозаика-Синтез, 2014 г.
- «Крымский веночек» под ред. Л.Мухомориной, Симферополь, 2004г.
- Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Крымучпедгиз , 1995
- Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду /С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 219с.
- В.Н.Дмитриев Игры на открытом воздухе, - М., Издательский дом МСП, 1998
- Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Дошкольное воспитание. — 2002. – 264с.
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание 1998 г. № 7. С. 26 — 34
- Экологическое воспитание