"Волшебница осень"

Муниципальное дошкольное образовательное                            
               учреждение «Детский сад № 8 «Светлячок»
        города Алушты
 
 
 
 
Педагогический проект
«ВОЛШЕБНИЦА ОСЕНЬ»
 
 

 
 
 
 
 
г. АЛУШТА
2016 г.
 
Дошкольное детство – благоприятный период для развития экологических  знаний, т. к. в этом возрасте дети любознательны, обладают огромным  желанием изучать окружающий мир. Эффективному усвоению новых знаний и элементарных представлений о взаимосвязях человека и окружающей его среды способствует  исследовательско-творческие пректы организованные  в игровой и познавательной форме.

Наименование проекта «Волшебница Осень»
Тип и вид проекта Исследовательско – творческий, краткосрочный, межгрупповой
Основные разработчики Творческая группа  МДОУ детский сад № 8 города Алушты
Исполнители проекта Педагоги, воспитанники и родители
Цель проекта Развитие у детей навыков наблюдения и анализа явлений осенней природы родного региона, умение проводить сравнения, обобщения, делать выводы, активизация творческого мышления, логики познания, пытливости ума,  совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков.
Задачи:
 
 I. Оздоровительные задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей.                           2. Формировать двигательную активность и здоровый образ жизни воспитанников.                                           3. Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
4. Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
II. Образовательные задачи:
1.Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
2. Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
3. Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления детей об экологических проблемах родного края.                                               4.Развивать эмоционально-чувственную сферу    личности, как одного из компонентов экологической культуры
III. Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними. Формировать доброе отношение ко всему живому, природоохранную деятельность.                    3. Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.                                4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром и влияние его на здоровье дошкольника.
Сроки реализации 17.10-31.10.2016 г.
Этапы реализации 1.Подготовительный : 10.10 -14.10                                                 
2.Образовательный (17.10 -26.10)
3.Обобщающий (27.10-31.10)
Принципы реализации проекта  
  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на эколого – оздоровительное воспитание ребенка.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности предусматривает осуществление эколого – оздоровительной  работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  6. Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе деятельности.

 

Перечень форм и методов реализации проекта:
 
 
  • Экологические, поисково-познавательные занятия.
  • Наблюдения и экологические экскурсии.
  • Экологические сказки.
  • Познавательное чтение.
  • “Уроки доброты”.
  • Конкурсы и викторины, экологический КВН.
  • Природоохранные акции.
  • Продуктивная деятельность.
  • Лаборатория маленьких исследователей (опыты и эксперименты).
  • Ведение календаря природы.
  • Коллекционирование.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • День (неделя) экологического творчества – ярмарка «Волшебница Осень!».
  • Инсценировки и театрализации.
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • Эколого-познавательные праздники и развлечения.
  • Спортивный праздник
  • Закаливание
  • Массаж и самомассаж
  • Релаксация
  • Корригирующая гимнастика

Оздоровительные минутки

  • Утренняя и коррегирующая гимнастика
  • Инновационные оздоровительные технологии             ( сказкотерапия,  релаксация по методике Л. Чистяковой, стретчинг, песочная терапия, ароматерапия).
Практическая значимость  Педагоги:  Повышение педагогического мастерства в
по  применению проектов в  воспитательно-образовательном процессе; рекомендации для родителей.
Дети: формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
Ожидаемые результаты Для детей:  ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных (осенних) изменениях в природе, об их причинах;
- речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
- физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
- сформированность положительной мотивации на взаимодействие с природой ближайшего окружения.
- освоение умений и навыков экологической культуры и природоохранной деятельности
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
  • Внедрение в образовательную деятельность курса по валеологии.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды

Для педагогов:

  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-оздоровительному направлению.
  • Внедрение в образовательную деятельность проектно-исследовательской деятельности.
  • Совершенствование предметно – развивающей среды
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.

Для родителей:

  • Повышение  интереса родителей к сотрудничеству в экологическом воспитании детей
Перечень программ, способствующих эффективности реализации проекта Программа С.Николаевой «Юный эколог»  Программа «Радуга»                                                                         «Крымский веночек»  региональная программа межкультурного образования                                  «Экологическое воспитание дошкольников в Крыму»
подпроекты 1. «Неделя здоровья»
Система организации контроля исполнения мероприятий проекта Тестирование.                                                             Выставка рисунков, поделок.                                          Контроль исполнения мероприятий осуществляет Родительский совет,  отчет заслушивает Общее собрание.                                          

 
 
          
 
          Пояснительная записка
Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое  душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и  познание.
         Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело
сложное.  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение,  так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности,  что является частью духовной культуры. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности.
Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту). И  необходимо начинать прививать эту  культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего  общества!
Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого
населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации  сознания и мышления.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет  практическая и исследовательская деятельность. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
 Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения включает проектную деятельность в рамках реализации регионального компонента в работу с детьми по экологическому воспитанию. На основе проекта, мы разрабатываем перспективные планы и практические занятия с детьми. В каждой возрастной группе разрабатывается тематика проекта.
 Работа по реализации проекта  предполагает, прежде всего, решение в процессе
исследования тех или иных задач и выстроена с учетом интегрированного подхода.
Так, выполняя задания,  дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературой, сочиняют сказки и рассказы.
Тема «Волшебница Осень!» связана с другими темами занятий по экологическому воспитанию: «Осень в моём городе», «Золотая осень» и т.д.. Для того чтобы развить познавательный интерес к  миру природы у детей и сформировать у них систему элементарных экологический знаний,  во время прогулок, экскурсий и занятий, мы включаем игры с элементами ТРИЗ.
Также одной из первостепенных задач по реализации проекта, является привлечение
родителей к совместной работе, так как именно семья как среда развития личности оказывает  
большое влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Концепция   проекта «Волшебница Осень!».
Все элементы комплексного подхода к эковоспитанию в нашем дошкольном учреждении существуют в тесной взаимосвязи.
Невозможно воспитать гуманное отношение к объектам живой и неживой природы без понимания красоты и неповторимости окружающего ребёнка мира.                      А закрепление определенной – конструктивной – модели взаимоотношений человека и природы происходит в процессе решения практических задач.
Т.е. все воспитательные процессы - это взаимозависимые части нечто целого. Всё, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого.                             
План реализации проекта «Волшебница Осень!».
 

 Направление деятельности мероприятия сроки
1этап. Подготовительный  
Раработка подпроектов «Методическая работа
 
 
Изучение методической литературы по внедрению в   образовательный процесс инновационных   технологий экологического воспитания. 10.10-14.10
Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников 10.10-14.10
Разработка подпроекта «Неделя здоровья» 10.10-14.10
Подбор необходимой  методической, художественной литературы по проблеме 10.10-14.10
Разработка критериев оценки уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. 10.10-14.10
 
 
 
 
 
 
 
Разработка конспектов, сценариев
10.10-14.10
 
Работа с детьми Мониторинг   По завершению проекта
Проведение праздника «Золотая осень» 25-26 октября
Проведение спортивных соревнований на свежем воздухе 13- 14 октября
Сотрудничество с родителями
 
 
 
 
Подготовка предметно – развивающей среды в группах  к реализации проекта  до 21 октября
Информационные стенды для родителей 14.10.
Выставка поделок «Дары Осени» 25.10
Участие родителей в спортивном празднике 13-14 октября
 Подготовка к осеннему празднику 24-27 октября
2 этап. Образовательный  
Методическая работа
 
Разработка направлений проектной деятельности по возрастным группам 13-17 октября
Внедрение инновационных педагогических технологий постоянно
мастер-класс ««Создание дидактических игр в среде Power Point» 19.10
Заседание творческой группы
Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании воспитанников ДОУ
25.10
Диагностика уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. По завершению проекта
Работа с детьми
 
Продуктивная деятельность детей. Организация выставок работ детей. 17-31 октября
Проведение «Недели здоровья» 10-14 октября
Спортивные развлечения 13-14 октября
Праздник «Волшебница осень» 25-27 октября
Проведение  экологической акции. 24-27 октября
Исследовательская деятельность в природе. 10-31 октября
Путешествия по экологическим тропинкам детского сада 10-31 октября
Совместная работа детей и родителей  в оформлении групп к празднику. Участие в осенней ярмарке. октябрь в течение реализации 2 и 3 этапа проекта
Сотрудничество с родителями
 
 
 
 
Изготовление поделок из природного материала В течение реализации проекта
Помощь в оборудовании и оснащении эколого-экспериментального уголка в группе. В течение реализации проекта
Изготовление атрибутов для экспериментирования. В течение реализации проекта
 Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки). В течение реализации проекта
8. Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Обыкновенное чудо». В течение реализации проекта
9. Проведение вместе с воспитателями прогулок, экскурсий в природу. В течение реализации проекта
 Участие в акции «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!». В течение реализации проекта
10. Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике). В течение реализации проекта
11. Участие в спортивном празднике и в празднике «Волшебница Осень». В течение реализации проекта
12. Участие в фотовыставке фоторепортажах  «Осень золотая в родном городе» В течение реализации проекта
Совместное мероприятие с СОШ В течение реализации проекта
3 этап. Обобщающий  
Методическая работа Анализ процесса внедрения в образовательный процесс проектной деятельности 28-31 октября
Анализ процесса внедрения инновационных педагогических технологий    28-31 октября
Мониторинг выполнения мероприятий проекта 28-31 октября
   
Диагностика экологических знаний детей По завершении проекта
Разработка критериев оценки уровня готовности восприятия материала по экологии с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам. январь
 Корректировка эколого – оздоровительных проектов октябрь
  Педсовет «Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях реализации федерального стандарта дошкольного  образования»  ноябрь
Информация на сайте детского сада октябрь
Подготовка новых проектов Октябрь - декабрь
Работа с детьми Проведение спортивного праздника октябрь
Постановка экологического спектакля «Мы – дети природы» ноябрь
Сотрудничество с родителями Анкетирование октябрь
Родительское собрание ноябрь
Сотрудничество с социальными «институтами детства Диспансеризация детей (МУЗ «Тюльганская районная больница») сентябрь
  Утверждение плана профилактической работы по предупреждению простудных заболеваний на осеннее – зимний период (МУЗ «Благодарновская больница») сентябрь
Совместное мероприятие с СДК ноябрь

 
 
 
 
 

vystavka_osen.pdf

prazdnik_oseni.pdf

 
 
                                            Л И Т Е Р А Т У Р А
 

  1. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» В. Веркса. Мозаика-Синтез, 2014 г.
  2. «Крымский веночек» под ред. Л.Мухомориной, Симферополь, 2004г.
  3. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. Крымучпедгиз , 1995
  4. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду /С. Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 219с.
  5. В.Н.Дмитриев Игры на открытом воздухе, - М., Издательский дом МСП, 1998
  6. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Дошкольное воспитание. — 2002. – 264с.
  7. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание 1998 г. № 7. С. 26 — 34
  8. Экологическое воспитание